Песенный фольклор Рязанской области - часть вторая
Следует обратить внимание на
то, что некоторые песни, записанные многоголосно, например, в
Касимовском или Скопинском районах, потребуют немалых усилий и упорной
работы при их разучивании, которое потребует изучения их различных
стилевых особенностей. Песни Касимовского района, более многочисленные в
этом сборнике, будут более доступны для освоения их многоголосия,
несущего в себе характерные черты стиля «приокского» многоголосия.
Широкий распев мелодии в подголосках, вторящие и
развивающие свой мелодический рисунок подголоски, с удвоением в октаву и
их варьированием, широкие мелодические ходы (на кварту, квинту и
сексту), соразмерные формы, синхронно звучащие консонансные созвучия
вперемежку с унисонными соединениями голосов или их расхождением в
октаву, словом, многообразие приемов в разработке мелодии песни в
подголосках - все эти черты их музыкального склада окажутся при
разучивании более доходчивыми для восприятия, нежели, например, черты
стиля многоголосия в песнях Скопинского района.
При нотировании (расшифровке каждого
голоса многомикрофонной записи) нельзя было не удивляться тому, как
могли, не зная музыкальной грамоты, певцы из ансамбля села Секирино
усвоить подобное мастерство в варьировании напева в подголосках. Рабочие
и их односельчане, население рабочего поселка, местной шахты,
утратившей свое назначение в наше время, принимая участие в
многоголосном пении, уверенно вели свой подголосок-вариацию тех попевок,
из которых складывалось это многоголосие, словно соревнуясь в насыщении
общего звучания все время новыми подголосками, контрастными по
ритмическому и мелодическому рисунку, но при этом прислушиваясь к другим
голосам, иногда имитируя или повторяя отдельные попевки у других
голосов, тут же их изменяя, варьируя.
Чтобы понять,
по какой закономерности и из чего складывается такое своеобразное
сочетание подголосков, автору пришлось сделать повторные и, к тому же,
многовариантные записи, позволившие «заглянуть» изнутри в эту
поразительно самобытную полифонию. В теоретических работах по
многоголосию в русских песнях ее бы квалифицировали как «гетерофонию».
Но мы повременим с таким определением, так как «случайности» сочетаются
здесь с закономерностью в развитии и сочетании подголосков. Большую роль
играет запев в песне. В нем обрисовывается диапазон напева и вплетаются
в него характерные попевки, образующие в своей связи лад с характерными
альтерациями, повышением и понижением ступеней лада при дальнейшей
разработке напева.