Главная » 2013»Июнь»11 » Образцы песен, причитаний и разговоров — раздел первый
12:09
Образцы песен, причитаний и разговоров — раздел первый
В "Приложениях" к своему изследованию мы поместим
несколько песен и причитаний целиком, что же касается прозаической речи,
то, естественно, что здесь читатель найдет лишь отрывки из разговоров,
так как длинной речи наша крестьяне не ведут, монологов у них почти не
найдешь, а разговоры постоянно прерывались то вопросами с моей стороны,
то вопросами самой говорящей крестьянки, то случайными обстоятельствами,
какой-либо помехой и проч.
Правда, можно было бы
записать сказку одну, другую, но для целей лингвистических сказки, с
моей точки зрения, представят много ненадежнаго, так как сказки могут
повторять, с одной стороны, унаследованныя от старины выражения, нередко
уже неизвестныя ныне обыденному разговорному языку крестьян данной
местности, с другой, — сказке могут быть пришлыми и отличаться даже в
своей форме выражения от местнаго и родного произношения.
В другом месте (см. "Этнографическое Обозрение" 1894
г. № 2. наши: "Материалы по русской диалектологии. I. Образцы народнаго
говора Скопинскаго уезда Рязанской губернии") мы сделали попытку
представить небольшое количество материалов, состоящих из записанных
нами сказок в Скопинском уезде, но, именно, в виду того, что для
лингвиста дороже всего слышать ту речь, которая, так сказать, в его
присутствии созидается, творится без приготовления, в которой
проявляется произношение данной минуты, мы в предпочли на этот раз
ограничиться одними беседами, которыя записывалась, и причитаниями по
покойникам, так как эти причитания в значительной степени обнаруживают
личный элемент и постоянно видоизменяются, постоянно находятся в
процессе своего развития, разнообразятся в зависимости от личности
плачущего и от обстоятельств. Впрочем, здесь ниже читатель найдет и
несколько песен.
Село
Нармушадь Касимовского уезда.
"Летась он мноγа деняγ на пцале взял, цалковых пълтараста".
"Штой-та плоха он к няму наведъвайтца! Он яво жалаеить была
суда; ня знаю, γдей-та он за Касимъвам. Пцёлы у няво мноγа.
"Каγдай-та тут был мост, да штой-та яво скора нарушъли".
"У
меиня опух
неи бываить ат пцол: ноцъю прайдёть".
"Раёў семь за лета".
"Нацуйтя у
меиня: ўγастях сё бываить: γде пастелють, а γде й — кулак"!
"Вот яйцы ва смятацку; сицас сё будеить:
ана хлапоцыть у
меиня(работница);
ницаво
неи зделаэш! Доц была, старьша ей, а
таперь усталь
беирёть. Жэнис'с'и,
пеиряменис'с'и! Малодинькяй ишшо тады был. Выкъшайтя ишшо рюмачькю! Ўмести жыли! Жыў сётъки он? Жыў!
День да ноц, сутки проц! У нас сяло бальшая: пять сот дымоў (sic!)
у нас
ф сеиле. Ноньца ўстал рана: цасоўў семь. У нас ф
сеиле
святоя озяро, ходють страннийи нацують вазля озяра, мноγа купаютца. Рыби-ти мноγа у нас! Рыбу пъкупаить на ватаγи. Пашаница свойськяия!
Я лошать дёржу. Куды иезьдим? Ў лес! Верьба, липняк, дубняк: сё йесь в лясу. Ў лева дверь, тады найдётя! У тайе спросють, ты
и γъвари".