Песенный фольклор Рязанского края - часть четвёртая
Небольшое число однотипных по
жанрам песен, записанных от ансамбля села Дегтярные Борки Ухоловского
района, не позволяет сделать глубокие обобщения относительно своеобразия
стилевых особенностей многоголосия в этом очень ярком ансамбле, по
своему исполнению принадлежащему к стилям южнорусским. Но и в
зажигательно исполненных, с равномерно-моторным ритмом песнях,
выделяются, окрашивая многоголосие особым колоритом, подголоски-выкрики
«Эх-на, эх-на! Э-э!», дополняя синхронно звучащие сочетания подголосков.
Нельзя пройти и мимо разницы в стиле исполнения
песен разных жанров: одноголосия в календарных песнях во всех указанных
здесь районах и особенно ярко проявившихся черт многоголосия в песнях
лирических протяжных. Заметна разница и в ладовом строении песен разных
жанров, например в песнях свадебных Касимовского района. Следует
сказать, хотя бы коротко, и о том, что исполнение песен при записи всех
представленных здесь ансамблей сопровождалось выразительной мимикой,
теми или иными движениями и элементами танца юга
России.
Отметим также, что столь
немногочисленное количество записей, вошедших в это издание, объясняется
не только типичными в наше время трудностями публикации, связанными с
уходом из этой области государственной поддержки, но и достаточно
трудоемкой работой по нотированию аудиозаписей, сделанных на аппаратуре,
оставляющей желать лучшего качества и совершенства. Однако польза даже
от такой небольшой по объему публикации будет несомненной, потому что
она открывает ещё одну новую страницу в изучении русского народного
многоголосия в одной из важнейших областей Центральной
России.
***
При нотировании (расшифровке напевов с
аудиозаписей) применялась общепринятая такто-метрическая система. При
этом уделялось внимание и показу формы мело-строфы. взаимодействию
напева со стихом, что отражено с помощью либо незакрытых тактов, либо
предложенными ещё Е. Э. Линевой обозначениями - одна черта (
| ) в середине периода и две черты (
|| ) - в его окончании. Типичные для многих песен
окончания, так называемые «сбросы» - скольжения звука вниз, -
употребляются с указанием конечного тона лада, реже - без его указания.