Назад,
ко второй части -->
Первый Крестьянский
концерт, на который были вызваны воронежские крестьяне, состоялся в
Москве днем 17 февраля (по старому стилю) 1911 года (был повторен 18
февраля) в Малом зале Благородного собрания (ныне Октябрьский зал Дома
Союзов). С исполнением рязанских песен выступала группа певцов
Крестьянского хора. Украшением концерта была семидесятилетняя Аринушка
Колобаева, покорившая слушателей своим искусством. Выступление на
концертной эстраде одетых в местные праздничные костюмы
крестьян,
исполнявших лирические и свадебные песни, водивших хороводы и плясавших
точно так же, как и в деревенском быту, воспроизводящих в подлинном виде
традиционные обряды, произвело сенсацию среди московской публики.
«...Публика могла стать лицом к лицу с настоящими народными певцами —
теми самыми деревенскими артистами и артистками, живыми художественными
традициями которых и доселе держится еще на Руси старинное песенное
искусство», — писал один из московских рецензентов. Необычайный успех
позволил не только повторить Крестьянские концерты через год, но и
сделать их регулярными. В период с 1911-го по 1914 год состоялось 10
концертов, намечалось зарубежное турне
хора.
Регулярные
Крестьянские концерты явились крупным событием русской музыкальной
жизни. Они знакомили слушателей с шедеврами русской крестьянской песни и
утверждали на концертной эстраде подлинно народный исполнительский
стиль. «Если до тех пор отдельные хоры и ансамбли часто строили свой
репертуар на основе крестьянских песен (либо переложенных в соответствии
с исполнительским профилем хора, либо переосмысленных и музыкально
обработанных), то Пятницкий попросту создал хор из крестьян,
поющих свои
песни» (Ф. А. Рубцов). Организационный опыт М. Е. Пятницкого
послужил
примером для образования новых местных крестьянских певческих
коллективов: Московского хора (П. Г. Ярков, 1919 г.), Северного хора (А.
Я. Колотилова, 1926 г.) и других.
В начале 1914 года
по
специальному заказу Р. Кенца Московское отделение немецкой фирмы «Бека»
осуществила звукозапись Крестьянского хора и Ансамбля народной песни М.
Е. Пятницкого. Пластинки вышли в свет в одностороннем и двустороннем
вариантах, все — формата «гигант» с записями тринадцати песен в хоровом
исполнении, а также пятнадцати песен и псальм в исполнении Ансамбля и
поступили в продажу в декабре того же года. По замыслу М. Е. Пятницкого,
выпущенные грампластинки открывали серию фольклорных звукозаписей и
являлись первым ее выпуском. Продолжению запланированной большой работы
помешала первая мировая война.
Основную научную и
художественную
ценность в этой серии представляют единственные выполненные при жизни М.
Е. Пятницкого грамзаписи Крестьянского хора, донесшие до наших дней
голоса замечательных народных исполнителей (к сожалению, в сеансах
звукозаписи не участвовала И. Колобаева, скончавшаяся в апреле 1914
года). Чистота и свежесть звучания небольшого по составу хора (в ряде
песен — отдельных групп), импровизационная свобода исполнения и
богатство варьирования, сохранность региональных певческих традиций
отличают записи Крестьянского хора. Высокая требовательность М. Е.
Пятницкого, забота о подлинности звучания, этнографической достоверности
исполняемых песен проявились в отборе им материала для звукозаписи. Без
участия воронежских исполнителей записаны только рязанские и
смоленские
песни (исключение составляет лишь любимая и давно исполняемая
всем
хором воронежская песня «Чтой-то звон, да чтой-то
звон...»). После
каждой песни (вероятно, самим М. Е. Пятницким) объявляется ее название и
место бытования.
Частный
заказ Р.
Кенца обусловил
собственную матричную нумерацию серии и ее небольшой
тираж. Отсутствие
переизданий (в первые дни начавшейся мировой войны представительство
фирмы «Бека» было разгромлено) сделало эти грампластинки весьма редкими.
До настоящего времени не удалось обнаружить диск хорошей сохранности с
записями двух песен в исполнении Крестьянского хора: «Эх, да уж вы,
ночи...» (М 7 (209 — С +) и «А я по лугу гуляла...» (М 8 (210 — С +
).
Продолжение,
четвёртая часть -->
|