Вернуться
к части третьей -->
Следующие
звукозаписи Крестьянского хора были осуществлены лишь в начале 1930-х
годов. За время между двумя записями хор, которому было присвоено имя
его основателя, претерпел немало значительных перемен. Увеличился его
состав (еще в 1918 году усилиями М. Е. Пятницкого удалось создать
стабильную воронежскую группу исполнителей, а в 1929
году пришли
калужские певцы: А. Козлова, А. Иванова, А.
Прокошина), активное участие
в работе хора стали принимать молодые исполнители (3. Глебов, Г. Белов,
дочери Е. Клоднина — Валентина, Елизавета, Софья). В 1927 году
Крестьянский хор им. М. Е. Пятницкого возглавил племянник Митрофана
Ефимовича фольклорист-филолог М. П. Казьмин.
Позднее
к работе хора
подключился композитор В. Г. Захаров, принявший на себя в 1931 году
музыкальное руководство. Поиски руководителями хора новых творческих
путей обусловили смену тематики и расширение репертуара за счет
авторских произведений массовых жанров, отказ от диалектных и
музыкально-этнографических особенностей исполнения. Позиция В. Г.
Захарова, согласно которой «народный хор должен быть современным
коллективом, а не утонченным ценителем старинных
песен и старинной
исполнительской манеры», надолго
определила дальнейший
путь
исторического развития народного
коллектива. Происшедшие перемены
существенно сказались на этнографической характеристичности и
исполнительской стилистике хора, проявившихся в большей выровненности
звучания, некоторой упрощенности многоголосной фактуры, потере
импровизационного начала, тенденции к эстетизации
исполнения.
В
состав грампластинки вошли все сохранившиеся в государственных архивах и
личных коллекциях грамзаписи Крестьянского хора,
выполненные в 1914
году. В отреставрированном виде они
впервые публикуются
на
долгоиграющей грампластинке. Из числа
малоизвестных грамзаписей
1931 — 1932 годов отобраны наиболее представительные записи песен
(большинство песен имелось в репертуаре хора при жизни его первого
руководителя), в исполнении которых сохранились черты певческих
традиций, заложенных М. Е. Пятницким. Сопоставление разновременных серий
звукозаписи дает возможность отчетливо проследить творческую эволюцию
прославленного хорового коллектива. В расшифровках песенных
текстов,
приближенных к литературным нормам, сохранены особенности местных
говоров и песенного произнесения слова. А.
Кастров
***
The
present record affords the first acquaintance of the general public as
well as the folk art experts with the archive recordings of the Peasant
Choir founded by the eminent folklore collector and connoisseur of folk
singing Mitrofan E. Pyatnitsky [1864 — 1927] who initiated a truly
scholarly approach to popularizing and systematic promotion of Russian
peasant traditional music.
The regular "Concerts of
M. E. Pyatnitsky
with Peasants" constituted a major highlight of the turn-of-the-century
musical life. Bringing to the stage the ethnographically authentic
Russian folk song with its original genre and stylistic features the
Peasant Concerts affirmed a truly folk performing style. The kernel of
the concertizing Peasant Choir was made up of Moscow industrial workers
fresh from the Ryazan and Smolensk villages possessing fine voices and
an extensive traditional repertoire fully keeping their local
traditional performing culture. Frequently invited to perform were also
M. Pyatnitsky's countrymen from Voronezh whose famed star was Arinushka
Kolobaeva.
Most of the issued recordings were made in
the spring
of 1914 by the Moscow branch of the German Beka company on commission
from M. Pyatnitsky's patron Robert Kenz who financed his field
collecting activities as well as concerts. M. Pyatnitsky envisaged a
whole series of folklore recordings issued in limited numbers. The First
World War interrupted the continuation of that far reaching
plan.
Besides
the Peasant Choir's recordings carried out in M. Pyatnitsky,s lifetime
the present disc includes the 1931—32 recordings. Those little-known
phonogrammes enable us to trace the continuity of the Choir's tradition
while it was later headed by M. P. Kazmin and V. G. Zakharov and point
out the new trends and artistic aspirations that determined the further
historical development of the Pyatnitsky Academic Russian Folk
Chorus.
Пятая
часть, крестьянские песни -->
|