Меню сайта
Рязанские...



Категории раздела
Мои статьи [0]
Статьи про Рязанщину [9]
Новенькое
[07.12.2013]
Рязанская морфология - двадцатая часть (0)
[01.07.2013]
Образцы Рязанских песен, причитаний и разгово... (0)
[15.07.2013]
Рязанская фонетика - часть четвёртая (0)
[15.05.2013]
Ой, пора нам, всем гостёчкам со двора - Рязан... (0)
[02.10.2013]
Часть сорок восьмая - Рязанская фонетика (0)
Подробности
[07.04.2014]
Аксень - происхождение названия реки (0)
[21.07.2013]
Происхождение слова «казак» (0)
[20.07.2013]
Происхождение слова «литва» (0)
[17.04.2015]
Река Иртыш - происхождение названия (0)
[21.03.2014]
Река Амшанка (приток Керди) - происхождение н... (0)
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Форма входа
    Понедельник, 07.07.2025, 13:43
    Приветствую Вас Гость

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Статьи про Рязанщину

    Песенный фольклор Рязанщины - третья часть


    Иногда в звучании «сталкиваются» в одновременном созвучии и высокая, и низкая ступени лада. Нередко проскальзывают в звучании «хроматизмы на расстоянии», или просто повышения ступеней лада. Иногда на фоне звучания отдельного подголоска развивает свой мелодический рисунок, обостренный пунктиром или синкопой, другой подголосок, часто начинающий свое «вторжение» в полифоническую ткань форшлагом типа задержания к тону напева. И снова, сливаясь в унисон или октаву, подголоски плетут свой рисунок, образуя в своем движении «жесткие» созвучия из двух одновременно звучащих секунд, подчас ещё и с наложением на это созвучие квартового или иного тона. И каждый голос ансамбля помнит, что есть такие моменты в развитии напева, когда подголоски сойдутся в одном - в унисон или в октаву. Кстати сказать, для многоголосных стилей, здесь представленных, вообше характерно удвоение в октаву подголосков, причем с их варьированием.





    Чтобы отчетливо выявить различия в стилевых особенностях многоголосия в песнях разных районов Рязанской области, мы включили в сборник некоторые песни в вариантах. «Ой, все кумушки домой» - запись в селе Секирино интересно сопоставить с вариантом этой песни из Ухоловского района. Излишне подчеркивать в них разницу (в форме и типе мелодического развития). «Касимовский» вариант лирической песни «Кого-то нету...», широко известной по всей России, безусловно разнится со «скопинским» вариантом песни «Кого-то нету, того добре жаль». Достаточно вспомнить нашу характеристику многоголосных стилей Касимовского и Скопинского районов, чтобы согласиться с этим. Аккордово-подголосочный склад «касимовского» варианта является контрастом замысловатой полифонии «скопинского» варианта, «произрастающей» из одноголосного запева, хотя в обоих вариантах мы замечаем общие ладовые черты с повышением шестой ступени, придающие напевам «щемящий» характер, своего рода «нежность грустную русской души», как удачно определил это чувство, звучащее в русских протяжных песнях, гениальный поэт России, воспевший «Рязанские раздолья». Сергей Александрович Есенин.



    Категория: Статьи про Рязанщину | Добавил: nemlastka (17.09.2013)
    Просмотров: 411 | Теги: Рязанщина, Рязаньщина | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Поиск
    РЕЗВО.ИНФО
    Сайт про Рязанские песни, сказки, народные костюмы и топонимику.
    Плясовые

    Плясовая

    • Просмотры:
    • Всего комментариев: 0
    • Рейтинг: 0.0

    Матаня

    • Просмотры:
    • Всего комментариев: 0
    • Рейтинг: 0.0

    Орловские хороводят на Троицких хороводах

    • Просмотры:
    • Всего комментариев: 0
    • Рейтинг: 0.0
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0