Иногда в звучании
«сталкиваются» в одновременном созвучии и высокая, и низкая ступени
лада. Нередко проскальзывают в звучании «хроматизмы на расстоянии», или
просто повышения ступеней лада. Иногда на фоне звучания отдельного
подголоска развивает свой мелодический рисунок, обостренный пунктиром
или синкопой, другой подголосок, часто начинающий свое «вторжение» в
полифоническую ткань форшлагом типа задержания к тону напева. И снова,
сливаясь в унисон или октаву, подголоски плетут свой рисунок, образуя в
своем движении «жесткие» созвучия из двух одновременно звучащих секунд,
подчас ещё и с наложением на это созвучие квартового или иного тона. И
каждый голос ансамбля помнит, что есть такие моменты в развитии напева,
когда подголоски сойдутся в одном - в унисон или в октаву. Кстати
сказать, для многоголосных стилей, здесь представленных, вообше
характерно удвоение в октаву подголосков, причем с их
варьированием.
Чтобы отчетливо выявить различия в
стилевых особенностях многоголосия в песнях разных районов Рязанской
области, мы включили в сборник некоторые песни в вариантах. «Ой, все
кумушки домой» - запись в селе Секирино интересно сопоставить с
вариантом этой песни из Ухоловского района. Излишне подчеркивать в них
разницу (в форме и типе мелодического развития). «Касимовский» вариант
лирической песни «Кого-то нету...», широко известной по всей России,
безусловно разнится со «скопинским» вариантом песни «Кого-то нету, того
добре жаль». Достаточно вспомнить нашу характеристику многоголосных
стилей Касимовского и Скопинского районов, чтобы согласиться с этим.
Аккордово-подголосочный склад «касимовского» варианта является
контрастом замысловатой полифонии «скопинского» варианта,
«произрастающей» из одноголосного запева, хотя в обоих вариантах мы
замечаем общие ладовые черты с повышением шестой ступени, придающие
напевам «щемящий» характер, своего рода «нежность грустную русской
души», как удачно определил это чувство, звучащее в русских протяжных
песнях, гениальный поэт России, воспевший «Рязанские раздолья». Сергей
Александрович Есенин.