КОНЦЕРТЫ М. Е. ПЯТНИЦКОГО С
КРЕСТЬЯНАМИ 1914 г. Сторона
1
1. Уж вы, горы, вы мои... —
3.54 Лирическая протяжная песня Рязанской губернии М 1 (203 — С
+ )
2. Эх, да вот спасиба, вот спасиба... — 3.35
Лирическая песня Рязанской губернии М 2 (204 — С +
)
3. Закаталась красная солнушка... — 3.20
Лирическая песня Рязанской губернии М 3 (205 — С +
)
4. Весёлая, эх, да беседушка... —
3.08 Лирическая песня Смоленской губернии, приурочена к
свадебному обряду М 4 (206 — С + )
5. Чтой-то звон,
да чтой-то звон... Плясовая песня Воронежской
губернии 6. Ой, все кумушки домой... Плясовая песня
Рязанской губернии М 5 (207 — С + ) — 3.04
7. Гуляла
чечётка, гуляла лебёдка... — 2.17 Шуточная плясовая песня
Рязанской губернии М 6 (208 — С + )
Сторона
2
8. На горе-то калина... — 3.27 Хороводная
песня Рязанской губернии М 9 (211 — С + )
9. Не
будитя мене, молоду... — 3.28 Плясовая песня Рязанской
губернии М 10 (212 — С + )
10. Прощай, жизнь, радость
ты моя... — 3.30 Лирическая песня Смоленской губернии М 11
(213 — С + )
11. Полна, полна вам, ребяты... — 3.08
Хороводная песня Рязанской губернии М 12 (214 — С +
)
МУЖСКОЙ ХОР (1 —3), ЖЕНСКИЙ ХОР (4),
СМЕШАННЫЙ ХОР (5 — 11) Записи фирмы «Бека» по заказу Роберта
Кенца, Москва, 1914
г.
КРЕСТЬЯНСКИЙ ХОР ИМЕНИ М. Е.
ПЯТНИЦКОГО 1931 — 1932 гг.
12. Вы, лузя
мои... Хороводная песня Воронежской губернии 13. Ты
полна, милай, забавляться... Плясовая песня Воронежской
губернии КПО 1807 — 2.38
14. Сохнет, вянет в поле
травка... — 2.36 Лирическая песня Рязанской губернии МО
2751
15. Уж ты, ночкя моя... —
2.44 Лирическая песня Смоленской губернии МО
2769
СМЕШАННЫЙ ХОР (12, 13, 15),
ЖЕНСКИЙ ХОР (14) Г. Белов,
жалейка
Записи
1931 (12, 13). 1932 (14, 15) гг. Указаны
исходные производственные номера записей. Реставрация с пластинок из
архива Государственного академического русского народного хора им. М. Е.
Пятницкого (1, 2, 5 — 11). из собрания Ю. Б. Перепелкина (3. 4, 14,
15), из фонда Центрального государственного архива звукозаписей СССР
(12, 13). Реставратор Н. Андреева. Редактор П. Грюнберг.
Художник С.
Белоусов.
Подъем
национального самосознания в России на рубеже XIX— XX веков обусловил
важнейшие особенности развития культуры и ознаменовал новый расцвет
народного стиля в русском искусстве. Огромный интерес и широкое внимание
было обращено к изучению и пропаганде традиционных форм народного
музыкального творчества. Начало подлинно научной популяризации и
систематической пропаганде традиционного русского крестьянского
музыкального искусства положил выдающийся фольклорист-собиратель, певец,
знаток народного певческого искусства, организатор первого в России
концертирующего фольклорно-этнографического Крестьянского хора Митрофан
Ефимович Пятницкий (1864 — 1927).
Нелегкую жизнь
подвижника и
бескорыстного энтузиаста отечественного народного искусства прожил М. Е.
Пятницкий, долгим и сложным был путь поисков своего дела, которому он
посвятил 25 лет. Многосторонняя экспедиционная, организаторская и
концертно-исполнительская деятельность М. Е. Пятницкого, встречавшая
горячее одобрение и сочувствие виднейших деятелей отечественного
искусства, среди которых были С. В. Рахманинов, А. Д. Кастальский, Ф. И.
Шаляпин, И. А. Бунин, являлась, по сути, его общественной деятельностью
(долгие годы он служил конторщиком в московской университетской
клинике, а в последние годы жизни — преподавателем пения в третьей
студии МХТ). Не имея поддержки со стороны дореволюционных
государственных учреждений, М. Е. Пятницкий для осуществления своих
планов вынужден был постоянно искать материальные средства в
благотворительных организациях и у частных
лиц.
Впервые
известность в московских музыкальных кругах М. Е. Пятницкий получил как
крестьянский певец-самородок, выступающий в концертах с исполнением
воронежских народных песен. Обладавший красивым ровным голосом (с юности
он готовился к карьере профессионального певца, обучаясь у известного
воронежского преподавателя Л. Образцова, а затем самостоятельно
занимаясь по книге профессора Московской консерватории Л. Джиральдони) и
острой музыкальной памятью, М. Е. Пятницкий поражал слушателей
вдохновенным исполнением крестьянских песен, слышанных в детстве и
юности в поселке Александровском Воронежской губернии.
«...Пел Митрофан
Ефимович свои воронежские песни поистине замечательно. Он умел в сольном
исполнении передать хоровую стихию русской песни, вплетая местами в
свою партию звуки хоровых подголосков», — вспоминал его близкий друг и
соратник по Музыкально-этнографической комиссии Этнографического отдела
Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии, музыковед и
композитор В. В. Пасхалов.
Большой успех
сопутствовал выступлениям
организованного М. Е. Пятницким в 1902 году полупрофессионального
Ансамбля народной песни (в состав которого, помимо самого руководителя,
вошли Р. Кондра, оперные певицы П. Козмовская-Яковлева и М.
Охримович-Шевченко, певец-бандурист В. Шевченко), исполнявшего
произведения русского и украинского фольклора в традиционной для того
времени концертной
манере.
Часть
вторая -->
|