Начало,
первая часть -->
Быстро пришедшая слава великолепного
исполнителя воронежских песен, популярность Ансамбля народной песни не
удовлетворяли М. Е. Пятницкого. Он вынашивает планы вывозов на концерты
певческих коллективов воронежских крестьян, а также организации в Москве
постоянно действующего фольклорно-этнографического хора. Планируемые им
Крестьянские концерты были призваны продемонстрировать в сценических
условиях традиционную русскую народную песню в этнографически
достоверной форме с сохранением ее жанрового и стилевого
своеобразия.
В
воронежской фольклорной экспедиции 1910 года М. Е. Пятницким были
обнаружены и записаны на фонограф будущие участники Крестьянских
концертов, талантливые мастера народно-певческого искусства, среди
которых выделялись односельчане Митрофана Ефимовича — И. Колобаева
(Аринушка) и ее две дочери, а также певческий ансамбль села Усмань.
Одновременно в фабричном общежитии Москвы М. Е. Пятницкий знакомится с
группой переселенцев из деревень Рязанской и Смоленской
губерний,
страстных любителей народных песен, сохранивших местную традиционную
исполнительскую культуру. Бывшие крестьяне, обладающие прекрасными
голосами и обширным традиционным репертуаром, образовали ядро
Крестьянского хора М. Е. Пятницкого, организация которого была закончена
в 1913 году.
Близость местных песенных и
исполнительских традиций
участников хора — выходцев из центральнорусских губерний — позволила М.
Е. Пятницкому создать подлинно этнографический фольклорный коллектив.
Много лет в хоре пели Е. Тарасова, А. Челнокова, А. Панфилова
(Чевелинина), М. Рогова, К. Абрамов, П. Филиппов, С. Хорошев — уроженцы
Пронского уезда Рязанской губернии, среди которых
красотой голоса и
мастерством исполнения выделялась М. Рогова, запевавшая большинство
песен. Во вторую группу хора вошли уроженцы Ельнинского и Краснинского
уездов Смоленской губернии — М. Гражданенкова (отличавшаяся исполнением
хороводных и плясовых песен) с сестрами и семья
Клодниных: Е. Клоднин с
матерью и женой. Участие в концертах воронежских крестьян, их состав и
количество в каждом отдельном случае обусловливалось суммой средств,
выделяемых финансовыми организаторами концертов для оплаты исполнителям
дорожных расходов (в 1911 г. — Дамским благотворительным комитетом, в
1912 г. — Литературно-художественным кружком и Русским музыкальным
обществом, с 1913 по 1917 гг. — владельцем магазина металлических
изделий Робертом Кенцем, меценатом М. Е. Пятницкого, субсидировавшим
также и его экспедиционную деятельность).
Постоянно в
концертах
участвовали лишь И. Колобаева с дочерьми (вплоть до 1914 года) и
жалеечник С. Власов. В тех случаях, когда на концертах ощущался
исполнительский дефицит воронежских певцов, помощь в исполнении
воронежских песен оказывали все участники хора. Разумеется, этому
предшествовала большая и кропотливая работа по освоению воронежского
песенного репертуара и местного исполнительского стиля. Свидетель
репетиций В. В. Пасхалов вспоминал о том, как участники хора, «выслушав
фонограмму хоровой песни Воронежской губернии,
«расшифровывали» ее
своими голосами, не опуская никаких
деталей».
Продолжение,
третья часть -->
|