Главная » 2013»Июнь»14 » Образцы Рязанских песен, причитаний и разговоров — раздел четвёртый
12:16
Образцы Рязанских песен, причитаний и разговоров — раздел четвёртый
ЕРАХТУР.
Имшык (sic!) с
йими ходить: семь троик нацують дома у Хёдара Иваныца Ляпкова. Ис калотьцаф вада пъхладьнея; типер ишшо цэм карьмить: халоднай вадой да мукой. И каровия (sic!) три стада;
оўцы-ти асобыйи. Авецых три и
свиных-ти.
У нас
кароў
сеиво дьве: камари, а вясной ани прибавляють, а патом тады уш; се три-та ни дадуть малака. У ватца дьякана уть эта вядро: плахийи-ти каровы.
Ў калотьцах бирём: ў рецчьки-ти
не была, сафсем
пеирсыхала, ана какая-та салёна. У Вакима (=
Акима) и то лутчеи
(sic!)! Дьякънава доц ў Перья (село)
аддана; эта как
ражона — здесь жывёть. У абех па дяфцонки. Маму мужу на фтарой γот с вальготай оддали... Ў
Еирахтури-ти? Микола зимния (sic!) ишшо празьники-ти: дьве
Миколы. Успенья прястол-жы!
Пад рядок ходють; блиноў напикём, аγурьцэй. Ў поснай день — заγавинья: хто кацатка с курицай... Нада ў даму што-нибуть. Как
веиньцають-та? Знацок зделъют (sic!), ўтарой рас приедуть, свишшэльник — и у
цэрькафь вязуть. У сереиду
и пятьницу,
ў афторьник ни
веиньцають. Адзяяла, а хто беднай — ватолу, бацёнъцик (ц — мягко)
браγи. Деушки ў сабраньйи жывуть. Дзялоў ни знаим! Врацы! К врацам абарацываимси... Дохтур карянной. Цасоў-та у нас нет: хто пазно идёть, лякарства атпушшають... Па цорнаму нет ныньчя... Пъмаложа можуть!.. (песни петь).
Круговая
песня. (Ерахтур, Касимовский
уезд).
Ня вялять Машы на рецыньку хадить Ни приказывають Машы Машы малотцыка любить ||
Халастой паринь любитель любитель дараγой || Йон
неи цуствуить любови любови никакой ||
Вот
на Машыньку пабили за друшка Стаить Машынька ||
заплаканы γлаза, У красавицы красавицы || затёрты рукава. Да доль садику дарошка праляγла, Да й
хто эту, да
и хто эту
|| дарошку
пратарил, Халастой паринь ка деушки || хадил Йон ни так ни так хадил || — Падаръцык насил За падаръцык ||
красавицу любил; Йон с
йиё руки калецка пълуцыл, Палуцомшы абяшшалси || йиё замуш ўзять А патом дела вышла наканец Абманул йиё удалай маладец.
Сравните
"Отчёт". Стр. 7—9. Здесь эта же песня из деревни Жолобова
Слобода Спасского уезда. Сравните также сочинение
"К диалектологии"... Стр. 126. Эта же песня из
Тумского края Касимовского уезда, но из какой именно местности
Тумского края, неизвестно, так как эта песня тогда
была доставлена другим лицом в его записи.
Вот та-же песня из
села Ерахтур (не Тумскаго края, а особая
волость — Ерахтурская, верст 70 от Тумы). Настоящая песня
записана во время пения, а потом проверена со
слов.
Некоторые
знаки, употребляемые в "Приложениях"
к моей настоящей работе: знак
|| в этой песне означает
паузу, где голос поющих останавливается, как бы
понижаясь и оканчивая известное колено,
после которого начинается новое. Затем вообще подчеркнутые
слова в записях разговоров и
песен означают, что данное слово представляет
интерес или своей формой, или синтаксическим
употреблением, или, наконец, представляет
лексический интерес. (См. выше в Нармушади
— счет изб в селе по
"дыму", как в
нашей Начальной Летописи; также: названия
платья, обуви выше и проч.).
Круговая
песня (Ерахтур
ib.).
Прашшай радась жысь мая Слышу
е||диш ат меиня Нам далжно с табой растатцыть Тсия|| боля ни видать (2.)
Тсия = тебя.
Цёмна но||цынка ня
спать. Сама знаю пъцаму (2.) Сама
я деушка
сказала: Ты
|| за мною (2.) ни γанись. Што жа мальцыку ни γнатца! Цэм я малай ни харош (2.) Буду помнить
твайи зоры, Твой висёлай разγаўор. (2.)
Был
какой динёк красивай Шли купатца мы с
милой (мы
с табой) (2.) На жалтой пясок садились Супрати свеажой вады (2.). Ноца тсёмная, туца γрозная, Пралей сильнай дош Раступись сыра зямля (sic!) — (2.) γрыбава даска раскрой||си Вастань маминька мая (2.). Ни славецка ни сказала Са мной
з γорькуй с
сиратой (2).
Знак
|| означает вступление хора,
подхватывающего запев или начало запевалы (женщины). Песню
"Как заря бела занимаетца" (Ерахтур) см.
в "Отчете".
Еще песня
круговая оттуда-же:
Из-за луγу, луγу, луγу зилянова Там ходзить γуляить удалой малотцык Ходзить
выкликаить красную девицу: Красная девица, выди за варота,
Выди за варота с малатцом баротца. Деушка малотцыка — парьня пабарола, Парьня пабарола яво на каленъцки станавила Пуховую шляпу далой скидавала,
Синию паддёўку ва γрясь измарала. Ситцеау
рубашку на нём изарвала, Казловы сапошки с няо скидавала. Стал — пашол малотцык Залилси заплакал:
Матушка радзима, на што зарадзила? При мире — народи бальшом караγоди... Синию паддёўку γрясь
аптсирала, Ситцэву рубашку на нём зашывала, Казлоўы сапошки на нё надявала, За правую руцу яво падымала, За
беисцэсья молатца семь рас цълавала.
***
БОРКИ.
(7 верст от Ерахтура).
"У
нас наряда друγая: сукманы, раγоў нет, ня носють". Уцылишша адна, уцытеиль,
уцытильница,
хершал Хёдар. Сицас цыстють лес, матыжуть; γаварить с людьми-ти, люди-ти харошыйи! Прашшайтя!
***
ПОЧИНКИ.
(село в 14 верстах от Ерахтура).
Мы ис
Пацинак! (ц —
мягко). Ис Свинцуса
(обыкновенно: Свинчюс; так говорят священники,
сельские учителя, у крестьян: Свинцус, а на
карте: Свинтус.); свинцскийи! Ў
калодеис
бухнеиш.
Ушол ў
баню. Цаса ў два:
у афсех ни
сцытал нихто: ряка даляко; бабы лавють нидёткими.
***
КУЗЕМКИНО.
Мноγа-ль свесить? Цатыри с пълавинай, три
с цэтьвирьтью, пять хунтаў рыбы. Ся жывая была. Куземьски мы-ти. (Куземкино
верст 6 от Шостьи).
Принеисшли. Ў саду-ти ни ходють сетью.
Сеитями
лавют падосеинь.
Ў видре
ў ваде
с луγу ту жыую ба принёс! Свякрова дома.
В Шостье, Куземкине и в
округе говорят вместо "да" — "ата".
Например, у этой же крестьянки, которая
продавала мнe рыбу, я спросил:
"свекор жив"? На это получил ответъ:
ата! И это слово
слышится на каждом шагу. (Срвн. мой "Отчет" стр. 27).
Далее:
У мя
муш лавил, бабы-ти как пумаиш?! γрицыху сеили, праса зашли у ко есь, у ко нет. За друγоа пашла, дватцать сямой ў Шости. Дож'ж'ик донеил;
па мерки
для сия
(= себя) сеим.